Трудности первоклассников

Категория: Полезная информация для родителей Автор: Super User Просмотров: 489

Никто не поймет маму первоклассника так, как понимает ее другая такая же мама. Такие простые палочки и крючки, которым мы умиляемся в прописях при подготовке в первый класс вдруг становятся гордиевым узлом для малыша. Пик школьных трудностей обычно приходится на ноябрь – декабрь. Долгая осень, сокращение светового дня, ранний подъем, нагрузка, новые требования все наваливается на ребенка разом.

 

Кто-то начинает болеть, кто-то драться, а есть и те, для кого непривычный режим вообще становится последней каплей перед самым настоящим нервным срывом. Что делать?

 

В целом, детские психологи утверждают, что процесс адаптации к школе длится от одного месяца до полугода, а потому обязательно стоит делать поправку на ветер. Возможно, забравшийся под стол угрюмый малыш – это временное явление, а не та картинка с которой вам предстоит бороться ближайшие несколько лет.  Именно поэтому даже мамам трудных малышей стоит немного расслабиться и попробовать облегчить свою жизнь и жизнь первоклассника. 

 

Соблюдаем режим

 

Итак, правило номер один – это четкое следование режиму. Если ребенок встает в семь утра, он должен ложиться спать в девять часов вечера. На выходных он может поспать подольше, но лечь все равно желательно вовремя. Если ребенок не выспался – он капризничает, его внимание и способность к концентрации снижается, успеваемость падает, а вслед за ней и самооценка в тандеме с мотивацией. 

 

Еще один важный момент – это еда. И молоко, и овощи, и горячее – все это должно быть в рационе. Случается так, что ребенок отказывается есть в столовой, потому что там «противный суп» или, как говорит мой сын: «каша холодная и какая-то гадкая, ей только из ложки стрелять хорошо». На этот случай неплохо было бы снабдить ребенка яблоком или бутербродом.

 

 

Носим удобную одежду

 

Правило номер два – удобная одежда. Все должно быть максимально простым – на физкультуру кроссовки на липучках, свитер такой, чтобы не кусался, перчатки закрепить на резинку, чтобы они не терялись. 

 

Начинаем с себя

 

Правило номер три – чтобы организовать малыша, организуйтесь сами. Вставать надо так, чтобы малыш мог раскачаться, почистить зубы, одеться, покушать и выйти из дома. Опоздание ребенка в школу находятся в зоне ответственности родителей. Если он имеет привычку перед самым выходом устраивать истерику, заседать в туалете, срочно искать «ту самую игрушку» - просто выходите за 40 минут до реального времени выхода. Поставьте будильник. За минуту до того как он прозвонит, погладьте его по спине: «Малыш, пора!» За отведенное на дополнительную раскачку время он спокойно выразит свое сопротивление, а вот ваши нервы будут намного целее.

 

Снаряжаем правильно

 

Четвертое непреложное правило – позаботьтесь о комфорте. Портфель должен быть жестким, но легким. Для семилетнего мальчика весом в 25 килограмм, учебники весом в 5 кило – это пятая часть собственного веса, а для крошки в 20 кило и вовсе четверть. 

 

Внутренне содержание портфеля тоже должно быть ясным и понятным. Заполнить дневник, проследить, чтобы все карандаши были наточены, сложить недостающие учебники и тетради по списку: все это ваша прямая задача. Причем делать это надо не с утра по раньше, а накануне после выполнения уроков. 

 

Если у ребенка появились карманные деньги, заведите ему небольшой кошелечек для мелочи. Если вы дали с собой мобильный телефон, наденьте ему чехол и покажите малышу, где лежит чудо техники и научите им пользоваться. Постепенно передавайте эти функции первокласснику, но не рассчитывайте, что он станет сам собирать портфель добросовестно раньше третьего класса.

 

Не оставляем уроки на вечер

 

Пятое правило – уроки надо делать в первой половине дня. После школы погуляйте, поиграйте, посмотрите вместе мультфильм, а потом принимайтесь за учебу. 

Имейте ввиду, что задания могут быть сделаны неправильно только из-за недопонятой инструкции или отвлекающих сигналов – мобильный телефон, телевизор, музыка играющая на фоне.

 

Если ребенок устал к вечеру, требовать от него усердия также не имеет смыла. Десять-пятнадцать минут на задание, небольшой перерыв и снова 10-15 минут работы. В таком режиме малыши показывают лучший результат, за который обязательно сразу надо хвалить, не откладывая в долгий ящик. Можно для этого даже специально календарь со звездочками завести. 

 

Да и вообще, концентрируйте внимание на выполнении задачи, а не на поведении. Замечание «не дергайся» заставляет ребенка концентрироваться на том, чтобы спокойно сидеть, а не на уроках. И не заставляйте его 10 раз переписывать «плохую» пропись. Чувство радости достижения тоже должно присутствовать.  Вы удивитесь, но чем более спокоен родитель, тем лучше успехи у малыша. Да, учеба является важной частью жизни школьника - но всего лишь частью. 

 

Памятка для родителей:

(распечатать и повесить на холодильник)

 

- Соберите портфель с вечера, наточите карандаши, сложите спортивную форму.

- Укладывайте  ребенка спать вовремя, старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не смотреть пугающих фильмов, не выяснять отношений и не говорить о тревожащих темах – прививках, зубных врачах, соревнованиях, экзаменах и так далее.

- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. 

- Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «я же тебе вчера говорила».

- Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.

- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.

- Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

-  Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоиться, тогда, и расскажет все сам.

- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 - минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.

- Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!», похвала (даже если очень получается) - необходимы.

- Ни в коем случае не делайте задания за ребенка. Ребенок тоже должен научиться этому. Если он понял задание, это в его силах. Первым выполняйте самый трудный урок.

- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

- Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательны к состоянию ребенка.

- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным.

- Выработайте одну тактику в отношении ребенка. Свои разногласия по поводу оценок, учителей, самого процесса решайте без малыша.

-  Не отзывайтесь о школе и учителях негативно при ребенке.

- Не стесняйся обращаться за помощью – психолог, социальный психолог, социальный педагог, социальный педагог, медсестра, логопед нужны именно для того, чтобы помогать решать проблемы и успешно учиться.

- Помните, ваш ребенок самый лучший, он безусловно талантлив и вне зависимости от оценок найдет свой путь в жизни, если будет чувствовать вашу любовь и поддержку. Просто верьте в него и старайтесь придавать ему сил. Ведь это самая важная задача любого родителя – просто любить своего ребенка.